Особенности и порядок расчета железнодорожных тарифов по странам СНГ

Стоимость перевозки груза железнодорожным транспортом рассчитывается в соответствии с Тарифной политикой Железных дорог государств – участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении (далее – Тарифная политика), которая  является международным договором межведомственного характера и действует в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) государств-участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года (далее – Тарифное Соглашение).

            Участниками Тарифного Соглашения являются Железные дороги государств:

            Азербайджанской Республики – АЗ,

            Республики Армения – АРМ,

            Республики Беларусь – БЧ,

            Грузии – ГР,

            Республики Казахстан – КЗХ,

            Кыргызской Республики – КРГ,

            Латвийской Республики – ЛДЗ,

            Республики Молдова – ЧФМ,

            Российской Федерации – РЖД,

            Республики Таджикистан – ТДЖ,

            Туркменистана – ТРК,

            Республики Узбекистан – УТИ,

            Украины – УЗ,

            Эстонской Республики – ЭВР.

Ставки Тарифной политики на текущий фрахтовый год действуют с 1 января по 31 декабря фрахтового года включительно и установлены на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа (далее – МТТ) и Единого транзитного тарифа (далее – ЕТТ),  валютой тарифа которого  является швейцарский франк.

Стоимость перевозки грузов зависит  от расстояния, типа подвижного состава, вида груза и его веса брутто в вагоне и регламентируется Тарифными политиками железнодорожных администраций, участвующих в перевозке. Тарифные политики железнодорожных администрацийразработаны на базе Тарифной политики СНГ.

В основном все железнодорожные администрации принимают платежи за перевозки в национальной валюте или в долларах США (традиционная международная валюта стран СНГ), используя при этом соответствующие курсы пересчета валют. Помимо оплаты собственно железнодорожного тарифа, взимаются различные дополнительные сборы на пограничных переходах между странами.

Перевозки подразделяются на внутренние, экспортно-импортные, транзитные по СНГ и транзитные из/в третьи страны. Различают сухопутные перевозки ж/д транспортом и паромные перевозки, в которых груз транспортируется морским/речным транспортом, без выгрузки из ж/д вагонов (платформ, контейнеров). Внутренние перевозки осуществляются внутри страны и оплачиваются в национальной валюте, либо при оплате перевозки нерезидентом данной страны в долларах США, облагаются НДС. Экспортно-импортные перевозки могут оплачиваться в национальной валюте или в долларах США, в зависимости от страны отправления/назначения груза, могут быть с НДС или без него (закон о двойном налогообложении). Транзитные перевозки по СНГ и транзитные перевозки из/в третьи страны оплачиваются в долларах США.

Дополнительная информация по перевозкам

Железнодорожные перевозки.

Сухопутные перевозки ж/д транспортом на большие расстояния являются наиболее экономными, в пересчете на вес груза и расстояние  перевозки, по сравнению с другими видами транспорта.
Скорость сухопутных перевозок ж/д транспортом ниже, чем у автомобильного, но надежность перевозки ж/д транспортом значительно выше (особенно если идет речь о больших расстояниях).

Железнодорожные перевозки с участием паромных переправ.

Железнодорожные перевозки с участием паромных переправ осуществляются при невозможности «сухопутья» или при его экономической неэффективности.

Перевозки в Армению в настоящий момент осуществляются только паромом через Грузию (ситуация между Азербайджаном и Арменией). Большинство типов грузов, следующих в Грузию из Украины, по времени доставки и расстоянию, выгоднее транспортировать через паромную переправу, но следует отметить, что стоимость перевозки паромом не будет особенно отличаться от стоимости сухопутья (это связано с принципом расчета стоимости парома + портовые процедуры). Некоторые виды грузов в ж/д сообщении имеют понижающие коэффициенты, что делает перевозку экономичней, в отличие от паромной, где в расчете учитывается лишь длина транспортного средства. Это удорожает перевозку в длиннобазных вагонах и бьет по карману владельцев объемных и легковесных грузов – загрузили Вы 70 тонн в вагон или 10, стоимость паромной перевозки не изменится. При перевозках через страны Средней Азии нередко паром даже дороже чем сухопутье.
Следует отметить, что морской транспорт менее предпочтителен с точки зрения риска потери груза, а так же простоев в портах, где (к сожалению) не редкость частичное хищение груза с открытого подвижного состава.

Подвижной состав

Все перевозки по странам СНГ осуществляются в подвижном составе единого образца предназначенного для передвижения по железным дорогам бывшего СССР.
В странах Европы подвижной состав другого типа и имеет другие требования к габариту и ширине колеи.
При международных перевозках из стран бывшего СССР в третьи страны (Европа, Иран, Афганистан, Китай) грузы могут перегружаться из вагонов СНГ в евровагоны, подвижной состав с грузом может переставляться на колесные пары с другой шириной колеи или переваливается на автомобильный транспорт (тем более, что в Европе выгоднее возить автомобильным транспортом) на специальных перевалочных терминалах.
Для перевозок используются универсальный подвижной состав: полувагоны, крытые вагоны, крытые вагоны увеличенной длины (длиннобазные), платформы и специализированный подвижной состав: транспортеры, вагоны – хопперы (сыпучие грузы), цистерны, рефрижераторные вагоны, контейнеры разной грузоподъемности.
Подвижной состав бывает общего парка (общий для всех дорог СНГ), собственный, принадлежащий физическому или юридическому лицу (кроме Железной дороги) на правах собственности и приписанный к одной Железной дороге, арендованный  (у крупных собственников).
В наше кризисное время, при уменьшении объема грузоперевозок, появился избыток невостребованного собственного ПС, а так как перевозка в собственном ПС дешевле – есть возможность экономить свои средства арендуя собственный подвижной состав.

Грузы, перевозимые в универсальном подвижном составе.

Грузы, перевозимые в универсальном подвижном составе не требуют особых условий перевозки и не имеют дополнительных требований по безопасности или ценности перевозки.
Грузы небольшого объема и веса экономически выгоднее перевозить в контейнерах (3-х, 5-ти, 10-ти, 20 тонной грузоподъемности), при этом срок доставки груза незначительно увеличивается.

Грузы, требующие особых условий перевозки.

К таким грузам относятся негабаритные грузы, тяжеловесные грузы, длинномерные грузы, опасные грузы, грузы повышенной ценности, скоропортящиеся.
Данные грузы перевозятся в специализированном подвижном составе и требуют особых специальных условий перевозки.

Особенности оплаты ж/д тарифа по странам  СНГ

Таджикистан
Оплата внутренних и экспортно-импортных перевозок выполняется только грузоотправителями или грузополучателями в Таджикистане. Через экспедиторов оплачиваются импортные и транзитные перевозки.

Туркменистан
Оплата экспортных перевозок выполняется только грузоотправителями или грузополучателями в Туркмении. Через экспедиторов оплачиваются импортные и транзитные перевозки.

Экспорт, импорт, транзит и внутренние перевозки по остальным территориям стран СНГ, в том числе бывших (за редкими исключениями), можно оплачивать экспедиторам, аккредитованным в этих странах, а так же через множественные партнерские  компании, работающие на свободном экспедиторском рынке.

Желаем удачи в выборе ВАШЕГО экспедитора!